Лот №135 Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967). Трёберден. Этюд. 1939.
В избранноеБумага, акварель. 20,5 х 40,5 см.
Слева внизу рукой художницы: "Treberden 1939".
Оформлена в раму и паспарту.
Трёберден - коммуна в регионе Бретань (Франция), муниципальный порт на южном берегу пролива Ла-Манш. В этих местах художница неоднократно писала пристань, яхты, рыбаков, бретонок в национальных одеждах. С 1882 по 1950 годы в Трёбердене существовала фабрика по производству сардин, что также привлекало художницу и ее дочь Катю.
О судьбе и творчестве выдающейся русской художницы писали многие, о ее жанровых композициях на крестьянскую тему («Жатва», «Беление холста»), Автопортретах русского периода, о замечательной Марокканской серии парижского периода. Менее известны ее произведения пейзажного жанра, особенно на чужбине.
В пейзажном жанре она пела свою «песню», без оглядки на великих мастеров. В обычном мотиве ей открывались высшие соответствия, непостижимая магия природы.
З.Е. Серебрякова – прекрасный мастер пейзажного этюда, который воспринимается как завершенный художественный образ. Она обладала редким даром видеть этюд уже отлитым в художественные формы, с ощущением первозданного мира. Умела видеть музыку цвета и света в самых простых мотивах, мимо которых многие проходят мимо. Особый дар художницы в том, что уже с первых мгновений общения с природой она чувствовала мелодию, которая превращала ее пейзажи в музыкально-живописные жемчужины. Ассоциации пейзажей З.Е. Серебряковой с музыкой не случайны. Музыка составляла ее духовную суть. Без музыки жизнь ей казалась мертвой, о чем она с горечью писала сыну Евгению из Парижа. Она могла бы повторить слова своего великого дяди А.Н. Бенуа: «Без красок я мог бы прожить длительное время, но без музыки не смог бы прожить и неделю».
Если пейзажи Зинаиды Евгеньевны Серебряковой русского периода мажорны, то пейзажи парижского периода несут в себе отпечаток ее душевных страданий, одиночества. В них появляется внутренняя напряженность, особенно в Версальской серии, в еще более трагичном пейзаже «Пляж в Камарэ» (1926), вызывающие ассоциации с симфонической миниатюрой С.В. Рахманинова «Вокализ» опус 34 №14, исполняемым лишь гласным звуком.
Исключением в пейзажной живописи парижского периода сама художница признавала небольшой по размерам этюд «Treberden», созданный во время последней поездки в Бретань в 1939 году. Мотив самый простой, но в нем мини-вселенная космической красоты. Небесно-голубой цвет (в единственном, именно в этом этюде) ассоциируется с вечностью, предчувствием души иного мира, перед которым душа возвышается над бытом, и тогда в душе художницы возникали музыкальные ассоциации с Прелюдией опус 11 №2 А. Скрябина, «Песней без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди, с Органной прелюдией И.С. Баха.
Искусствовед С. Эрнст относил творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «к самому высокому, самому чуткому и самому живописному, что было создано в русской пейзажной живописи».
Ж22/208-1/1