Лот №117 Неизвестный художник. Западная Европа. (?).Рыцарь, смерть и дьявол. Воспроизведение гравюры А.Дюрера. Середина ХХ века.
В избранноеБумага, офорт. 43 х 32 см.
На гравюре мы видим, как по узкому мрачному ущелью едет рыцарь, сидя верхом на мощном коне. Всадника сопровождают дьявол и смерть. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни. Облик изображенной нечистой силы в полной мере соответствует средневековым представлениям о ней. В частности, считалось, что дьявол может принимать облик разных животных, потому Дюрер изображает его звероподобным существом со свиным рылом, козлиными копытами, бараньими рогами и горлом петуха. Такое изображение было призвано внушать зрителю истинное отвращение. Враг следует по пятам, готовый в любой момент воспользоваться человеческой ошибкой.
Смерть едет верхом на коне и бок о бок сопровождает рыцаря. В ее облике мы видим явные черты разложения. Шею и голову смерти обвивают змеи - символы зла. На ее голове железная корона в знак того, что именно смерть царствует на земле. Тем не менее персонаж гравюры Дюрера уверенно движется от тьмы к свету. Его взгляд устремлен вперед, черты лица мужественны, просты и непоколебимы. На губах всадника играет легкая отрешенная улыбка. Рыцаря сопровождает собака – символ верности. Уровень песка в часах, которые держит Смерть, говорит о том, что у всадника еще есть время для совершения подвига.
Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) – выдающийся живописец Высокого Возрождения, мастер гравюры, прославивший этот метод переноса рисунка на бумагу как вид искусства. Он является предтечей современной теории истории искусств. В 15 лет он поступил в мастерскую немецкого художника Михаэля Вольгемута, где овладел навыками живописи и основами гравюры. В 20 лет отправился в путешествие по Европе оттачивать мастерство гравюры в занятиях с Мартином Шонгауэром и в книгоиздательской мастерской Георга Шонгауэра. Вернувшись в Нюрнберг, Альбрехт открыл свою мастерскую, сотрудничал со многими известными гравёрами того времени и создавал работы для издательских домов: за свою жизнь он поработал с большим количеством научных трудов Аристотеля, Аристофана, Теофраста, Лукиана и проиллюстрировал множество книг. С лёгкой руки Дюрера гравюра обрела популярность в конце XV века. Он практиковал как высокую гравюру (ксилографию), так и глубокую гравюру (гравюра резцом по меди).
Ж23/291-1/4