Лот №229 Каждан Евгений Абрамович (1922-1984)."Мне кажется порою, что солдаты…" 1984.
В избранноеБумага, печать. 86,5 х 54,5 см.
Тираж: 120 000.
Хорошее состояние.
Советский график, иллюстратор, плакатист. Член Союза художников СССР (1965). Член Союза журналистов СССР (1971). Член бюро секции плаката МОСХ (1977). Заслуженный художник РСФСР (1977).
Родился в Николаеве Украинской ССР. Служил в Советской армии (1939–1946), воевал на фронтах Великой Отечественной войны – Ленинградском, Западном, Белорусском (1941–1945). Прошел путь от младшего командира артразведки до помощника начальника оперативного отдела штаба 5-го артиллерийского корпуса. Награжден орденами «Отечественная война 1 степени», «Отечественная война 2 степени», «Красная звезда» и медалями. Закончил службу в Порт-Артуре, демобилизован из армии в звание капитана (1946).
Работал художником-оформителем в товариществе «Мособлхудожник» (1947–1954). Член научно-художественного совета центрального научно-исследовательского санитарного просвещения министерства здравоохранения СССР (ЦНИИСП). Работал в комбинате графического искусства Московского Художественного фонда РСФСР (1967–1968), в мастерской наглядной агитации Художественного фонда РСФСР.
Не сразу Каждан сформировался как плакатист. В тяжелые послевоенные годы его жизнь сложилась так, что учиться он не имел возможности – нужно было работать, содержать семью. Он работал художником-оформителем в товариществе «Мособлхудожник». Оформлял выставки начиная с экспозиционного зала, каталога и кончая пригласительными билетами. Его экспозиции отличались ясным пониманием общего замысла и функциональной идеи выставки. Творчески осмысливая материал, он безошибочно находил нужные формы, масштабы, пропорции элементов оформления и умело подчинял их архитектонике интерьера. Многие выставки как в нашей стране, так, и за рубежом были оформлены Евгением Абрамовичем.
С середины пятидесятых годов он начал пробовать свои силы в промышленной и журнальной графике, а в 1956 году состоялось его «боевое крещение» как плакатиста. Им были созданы первые плакаты для печати – рекламные и зрелищные: «Кукурузные и пшеничные хлопья хороши с молоком, сметаной, киселем, бульоном, чаем и кофе» (1956), «На манеже Олег Попов» (1957), «Ю. Никулин, М. Шуйдин, А. Векшин» (1958), «Можно выиграть за 30 копеек по лотерейному билету...» (1960). Уже в этих ранних произведениях прослеживаются черты, определившие в дальнейшем индивидуальный почерк художника, его творческие принципы. Каждан стремился к лаконичной выразительности плакатного листа. Его плакаты с яркой выдумкой, неожиданным поворотом темы были остроумны, легко «читались», сразу обращали на себя внимание и профессионалов и зрителей.
С 1957 года годов занимался концертными, цирковыми и санитарно-просветительскими плакатами. Он автор рекламных плакатов: «Для самых маленьких. Сухие молочные смеси» (1956), «Фруктовые приправы незаменимы к столу. Рекламно – издательская фабрика», «Покупайте мороженое в стаканчиках», «Стиральный порошок», «Запомни на всякий случай: этот зубной порошок – лучший!» (все –1957), «ИЖ-54, 57, 58. Ружья для любительской и промысловой охоты» (1958), «Открыт каток "Люкс". Лужники» (1960), «Можно выиграть за 30 копеек по лотерейному билету...» (1960) и «Пух и перо – ценное сырье» (1963), «Аэрофлот. Soviet Airlines» (1976).
Каждан был непримирим к бытовавшему в 1950-е годы штампу в плакате с характерным набором примелькавшихся стилевых и композиционных приемов. С самого начала его работы сильно выделялись среди плакатов его современников. Он отказался от декларативности, слащавости образов – того, что являлось серьезной болезнью плаката середины пятидесятых годов. Теперь разрушались привычные стереотипы, разнообразнее и активнее становился образный язык политического плаката. Чаще использовались такие средства выразительности, как символ, метафора, аллегория. Как и в 20-х годах, художники вновь проявляли интерес к фотомонтажу.
Художник штудировал книги по теории и истории искусства, особенно внимательно знакомился с историей советского плаката. Изучал творчества таких крупнейших мастеров, как Г. Клуцис и Д. Хартфильд. Он учился у Клуциса конструктивности композиционного монтажа, гармоническому соединению фотографии, лозунга, линии – во имя максимальной выразительности образа; его привлекал убийственный сарказм фотопамфлетов Хартфильда, выполненных языком смелых аллегорий, символов, остро комментирующих политические события дня.
Каждан владел разнообразными приемами, способствующими активизации зрительского восприятия. Он создавал как предельно обобщенные плакаты-символы, так и листы, требующие детального рассмотрения и прочтения. Каждан пользовался различными техниками исполнения – от рисунка и живописи до фотографии и коллажа. Евгений Каждан вспоминал: «Что мне только не приходилось делать для плаката: бить стекло, поджигать бумагу, вырезать и ретушировать фотографии! Сама идея подсказывала форму ее воплощения». В острой, обобщенной, минималистичной манере выполнил антивоенные и антиамериканские плакаты, иногда использовал фотомонтаж.
Автор плакатов: «США. Преступника изобличает след!» (1966), «Я протестую!» (1969), «9 мая 1945» (1969), «Империализм XX век» (1970), «Звенья одной цепи» (1971), «Свободу Анджеле Девис!» (1972), «Мы с тобой, Вьетнам!» (1973), «Союз-Аполлон» (1975), «Свободу народу Чили!» (1977), «Я верю в Чили» (1977), «Памяти Пабло Неруды» (1977), «Людям нужен хлеб, а не бомбы» (1978), «Взгляд на мир из-за океана» (1980), «За вашу и нашу свободу!» (1980), «Кровавый след американской военщины», «Конституция США» (оба –1982), «Голос планеты: НЕТ – ядерному безумию!», «Демократия США», «США. Права человека», «США: «свобода» слова».
Много лет занимался журнальной графикой. Создавал агитационные плакаты на социальные темы, в том числе – антиалкогольные и плакаты, направленные на борьбу с курением: «Пили за здоровье...» (1964), «Хотите здорового ребёнка – не пейте!» (1964), «Головной мозг изменяется до неузнаваемости» (1966), «Не пей за рулём!» (1967), «Яд в папиросе!» (1968), «Даже лучшие в мире сигареты...» (1970), «Ни капли вина – детям!» (1971), «Будешь третьим?» (1976), «Не калечьте детей!» (1979), «Место для курящих», «Лучшая сигарета – эта!».
Много плакатов Каждана посвящено теме охраны труда и технике безопасности. Участвуя в охране жизни и здоровья людей, они помогают промышленным предприятиям бороться с производственным травматизмом, налаживать технологическую дисциплину труда, рационально использовать рабочее время. Он автор следующих производственных плакатов: «Гаси!» (1958), «Рабочие руки надо беречь!» (1967), «Предохранительный пояс – твой надежный друг!» (1980), «Не работай на крыше в бурю и дождь!» (1980). Некоторые плакаты выполнил в соавторстве с художником С. И. Жмуренковым: «Причина и следствие» (1960), «Гайка – не мелочь!» и «Не отвлекайся за рулем!» (оба –1964).
С 1961 года Евгений Каждан участвовал во многих художественных выставках – всесоюзных, республиканских (РСФСР), городских (московских), международных, зарубежных. Лауреат главных призов на конкурсах санитарно-просветительного плаката в Италии (1972), Португалии (1974). Неоднократный победитель всесоюзных конкурсов плаката. Награждён многими наградами и медалями: Серебряная медаль ВДНХ СССР (1961), Бронзовая медаль ВДНХ СССР (1967), Золотая и серебряная медаль Международного санитарно-просветительского плаката в Болонье (1968, 1972), Первая, Вторая премии на Всесоюзном конкурсе политического плаката (1973). Гран-при 2 Международного конкурса в Португалии (1976). Награжден золотой медалью на III Международной выставке «Сатира в борьбе за мир» за серию плакатов, посвященных Чили (1977). Художнику присуждены вторая и третья премии на 4 Всесоюзном конкурсе Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, третья премия Международного (советско-польского) конкурса «За вашу и нашу свободу» в Варшаве (1980), Золотая медаль ВДНХ СССР. Е. Каждан Награжден высшей наградой Советского комитета защиты мира – почетной медалью «Борцу за мир».
Плакаты Е. А. Каждан находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственном музейно-выставочном центре (ГМВЦ «РОСИЗО»), Астраханского музея-заповедника, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Рыбинского музея-заповедника, Государственного литературного музея, Государственного Дарвиновского музея (ГДМ), Пермской государственной художественной галереи, Слободского музейно-выставочного центра, Ставропольского государственного музея-заповедника, Курского областного краеведческого музея, Музея истории Кронштадта, НТМЗ «Горнозаводской Урал», Государственного исторического музея «Южного Урала», Национального музея Кабардино-Балкарской республики, Национального музея Республики Адыгея (НМ РА), Городецкого историко-художественного музейного комплекса (ГИХМК), Поронайского краеведческого музея, Ярославского музея-заповедника, Ярославского художественного музея (ЯХМ), частных российских и зарубежных коллекциях.
Ж22/302-1/4