Лот №233 Радлов Николай Эрнстович (1889-1942). "Современная русская графика в 1916". ред. С. Маковского; текст Н. Радлова. Пг.: Свободное искусство.1917.
В избранноеXX, 148, [2] с., ил., 37 л. табл.; 31,6 ? 23,2 см; тираж 500 нум. экз., № 82.
Отличной сохранности.
Оформление титульного листа работы Сергея Чехонина,
форзацы работы Дмитрия Митрохина.
В голубом цельнотканевом издательском переплете. На передней крышке цветным тиснением растительный орнамент. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. В книге воспроизведены обложки, иллюстрации, виньетки, заставки, концовки, заглавные буквы, рамки, экслибрисы, книжные надписи и знаки издательств работы К. Сомова, Е. Лансере, А. Бенуа, Л. Бакста, А. Остроумовой-Лебедевой, М. Добужинского, И. Билибина, С. Малютина, Н. Рериха, Д. Стеллецкого, Г. Нарбута, С. Чехонина, С. Судейкина, Д. Митрохина, В. Левитского, А. Арнштама, Д. Кардовского, О. Шарлемана. П. Арапова, К. Юона, В. Дриттенпрейса, С. Ключникова, Н. Феофилактова и П. Кузнецова. Появление в России издания, посвященного исключительно книжной графике и выполненного на столь высоком полиграфическом уровне, стало событием, безусловно,
знаковым. Об этом говорит и тот факт, что еще до выхода книги из
типографии все ее экземпляры были распроданы по предварительной
подписке. Не утратила своей актуальности она и у современных собирателей книги.
Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) - русский и советский художник, искусствовед, педагог. Принадлежал к известной семье Петербургских интеллигентов. Его отец был директором Публичной библиотеки, профессором философии, другом известного философа В.С.Соловьева. Брат Н.Э.Радлова стал знаменитым театральным режиссером. По материнской линии Радловы состояли в родстве с семьей М.А.Врубеля. После окончания гимназии Н.Э.Радлов поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета и окончил его в 1911 г. Университетское образование, превосходное знание нескольких иностранных языков помогло Н.Э.Радлову в его деятельности искусствоведа и художественного критика. С 1912 г. его статьи и рецензии появлялись на страницах авторитетнейшего художественного журнала тех лет - "Аполлон". Перу Н.Э.Радлова принадлежала монография о В.А.Серове, а также первое в России серьезное исследование о графике конца XIX - начала XX в. - "Современная русская графика". Уже в советские годы получили известность его книги "От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках", "О футуризме".
Н.Э.Радлов был теоретиком графического искусства, однако графика привлекала его не только как искусствоведа. Еще учась в университете, юноша начал посещать Академию художеств, где занимался у Д.Н.Кардовского, превосходного художника. Вскоре Н.Э.Радлов увлекся сатирической графикой. В 1913 г. он стал постоянным сотрудником журнала "Новый Сатирикон". В полной мере талант Н.Э.Радлова - карикатуриста, иллюстратора, художника детской книги раскрылся в советские годы. Кроме того, он занимался живописью, работал маслом и акварелью, создавал пейзажи, натюрморты, портреты. В 1917 г. вместе с Д.Н.Кардовским, А.Е.Яковлевым и В.И.Шухаевым организовал в Петрограде объединение "Цех живописцев святого Луки". В 1919 г. Н.Э.Радлов был избран профессором Института истории искусств, читал лекции по западноевропейскому искусству.
Ж22/230-1/8