Лот №334 Настольная персональная медаль за избавление Москвы от язвы в 1771 году. "Граф Г.Г.Орлов-Римский, светлейший князь Священной Римской империи". 1771.
В избранноеБронза, патина, золочение. Д.: 9 см.
Подпись медальера под портретом: "G.C.Waechter F.".
К середине XVIII столетия у России уже был опыт эффективного противодействия массовым инфекциям. При известии о вспышке болезни на границах выставлялись карантинные заставы, где проезжающих задерживали на шесть недель, их вещи окуривались дымом можжевельника или полыни, письма переписывались, металлические деньги обмывались уксусом и т.д. Однако масштабные военные действия русской армии в Молдавии в 1770 году привели к тому, что, по словам современников, «мор распространялся как пламя, гонимое ветром».
В августе 1770 года чума достигла Брянска, а вскоре «черная смерть» появилась в Москве. Жизнь города была парализована, на пике эпидемии в день умирало до тысячи человек. Некому было убирать трупы, мертвецами были завалены дома и улицы. Московские власти вынуждены были прибегнуть к помощи колодников, осужденных на каторгу. Они «занимались только выволакиванием крючьями из домов зачумелых и погибших от заразы, вываживанием их за город и зарыванием в большие ямы». Колодники в дегтярных робах с дырами для глаз и рта разъезжали по улицам, входили в дома, железными крюками волокли мертвых в телеги-фуры, свозили их на кладбище и зарывали в общих могилах без отпевания и церковных обрядов.
Московский генерал-губернатор П. С. Салтыков, отчаявшись справиться с эпидемией, удалился в свое родовое имение Марфино, за ним уехали обер-полицмейстер И. И. Юшков и другие градоначальники. Город остался без власти, мор и мародерство довели москвичей до отчаяния. Нужна была искра, чтобы произошел взрыв.
По городу поползли слухи, что у Варварских ворот появилась чудотворная икона Боголюбской богоматери, которая дает исцеление от страшной болезни. Большие толпы людей у Варварских ворот способствовали распространению инфекции. Московский архиепископ Амвросий дал распоряжение убрать икону и закрыть ее в одной из церквей. Этот слух (конечно, в искаженном виде) быстро разлетелся по городу. Огромная толпа собралась между Ильинскими и Варварскими воротами, кто-то крикнул, что Амвросий украл чудотворную икону. Разъяренная толпа бросилась в Чудов монастырь, где находилась духовная консистория. Требовали Амвросия, который успел скрыться в Донском монастыре. Не найдя его, толпа бросилась громить богатые дома, карантины, чумные больницы. На другой день, ворвавшись в Донской монастырь, бунтовщики растерзали скрывавшегося в нем архиепископа Амвросия, погромы охватили весь город.
После трагической гибели архиепископа Амвросия в Петербурге всерьез обеспокоились. Москва вымирала: число жертв превысило 100 тысяч – почти половина тогдашнего населения города. 21 сентября 1771 года, «видя прежалостное состояние Москвы, и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Екатерина II манифестом объявила о посылке в Москву «персоны, от нас поверенной, графа Григория Орлова, избранного по довольно известной его ревности, усердию и верности к нам и Отечеству». Орлову давалась «полная мочь»: ему должны были повиноваться все учреждения «чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого».
Ж22/396-1/26