Лот №70 Шагал Марк Захарович (Хацкелевич) (1887-1985). Чичиков. Иллюстрация к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Конец 1920-х - начало 1930-х.
В избранноеРисовая бумага, офорт. 28 х 38,6 см.
Марк Шагал на протяжении своей жизни иллюстрировал Шекспира, Гомера, Мальро, Арагона, даже Библию, но первой масштабной такой работой были «Мертвые души» Н.В. Гоголя: в 1923-1925 в Париже, по заказу Амбруаза Воллара, художник создал серию офортов-иллюстраций.
Весь тираж был набран в 1927 г. парижским печатником Луи Фором. Но книга в то время осталась неизданной, что очень огорчило художника. Он отправил офорты в московскую Третьяковку, подписав: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине эту серию из 96 гравюр, сделанных мною в 1923–25 гг. к «Мертвым душам» Гоголя для издателя Ambroise Vollard в Париже».
В июле 1939 г. Амбруаз Воллар трагически погиб в автокатастрофе, а вскоре началась Вторая Мировая война. Только в 1948 г. благодаря другому знаменитому издателю, Эжену Терьяду, приобретшему иллюстрации после смерти Воллара, двухтомник, наконец, вышел в свет. Тираж небольшой – всего 368 экземпляров – и предназначен, в основном, для музеев и коллекционеров. Зато каждый напечатан на бумаге ручной выделки, собственноручно подписан и пронумерован живописцем, защищён от подделки водяным знаком «Ames Mortes». В том же году на Венецианской биеннале иллюстрации Шагала к «Мёртвым душам» получают Гран-при.
Шагал М.З. - родился в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих. В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.). Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма. В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920—1922 гг.).
С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.). С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.) обновили язык монументального искусства. Умер 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
Ж23/160-1/3